Фото: www.nnvrsk.ru
Мероприятие было организовано накануне II Всемирного зернового форума - крупнейшего делового события этого рынка, который пройдет в Сочи в середине ноября. Новороссийску, через который идут основные потоки отечественного зерна за границу, там будет что обсудить. USDA (Минсельхоз США) в августе назвал Россию крупнейшим экспортером пшеницы на мировой рынок, оценивая экспорт в 2016/2017 сельскохозяйственном году в 30 миллионов тонн, и с тех пор прогноз не менял. США экспортирует 26,5 миллионов тонн, Евросоюз – 25 миллионов, Канада – 22 миллиона тонн пшеницы.
- Первое судно мы отгрузили в сентябре 2007 года, - начал закрытую экскурсию коммерческий директор «Новороссийского зернового терминала», дочерней компании «НМТП», Роман Крон. - В промышленную эксплуатацию терминал запущен в мае 2008 года. С начала работы на экспорт через наши мощности было отправлено 31,7 миллионов тонн зерна. В этом году наши планы — перегрузить 3,6 миллиона тонн. Это на 300 тысяч тонн больше, чем в 2015 году. Рост перевалки, понятно, связан с большим урожаем зерновых в стране.
Небольшая компактная площадка терминала — всего семь с небольшим гектаров, через дорогу от третьей, зерновой пристани порта, позволяет принимать зерно, проводить лабораторные испытания, накапливать судовые партии и отправлять дальше по сложнейшей технологической цепочке на суда.
Один за другим на площадку для отбора проб зерна или пшеницы и дальнейшей разгрузки подъезжают КАМАЗы. Столичным журналистам объясняют, что все ссыпанное из машин зерно попадает в накопительные силосы — «банку». (Кстати, единовременное накопление груза на предприятии составляет 120 тонн). Местных же газетчиков больше интересует проклятье новороссийских улиц — зерновозы, ожидающие своей очереди на погрузку под окнами жилых домов, и убивающие городские дороги. Сегодня, рассказывает Роман Александрович, в сутки терминал принимает порядка 350 машин. 40 процентов всех грузов доставляется на предприятие автомобильным транспортом, остальное — по железной дороге. Тенденция последних двух лет — увеличение доставки зерновозами, так как основной урожай собирается на юге страны и вести его нашим соседям выгоднее автотранспортом. Г-н Крон заверяет, что машины, которые прибывают на погрузку на «НЗТ» по дворам не бомжуют. Система построена таким образом, что все они отстаиваются на терминале во Владимировке и только при наличии свободных мест на площадке по улице Портовой, им разрешают прибыть в город. Всего у нас три терминала, работающих с зерном — НЗТ, Новороссийский комбинат хлебопродуктов и «Зерновой терминал «КСК». Первые два точно работают через владимирский терминал, «КСК» - по своему алгоритму. В общем, мы поняли - с каждой машиной, ночующей во дворе, надо разбираться отдельно.
Пробы для первого экспресс-анализа отбирают длинным щупом, который пробивается через всю толщу груженого кузова и доставляет лаборантам несколько килограммов зерна. Входной контроль позволяет определить влажность поступившей продукции, еще несколько других, важных для покупателя, показателей, и обозначить ее класс.
Вот перед нами пшеница. Работник лаборатории, слегка подкидывая на ладони горсть семян, с ходу, без всяких анализаторов, определяет, что класса она невысокого, потому что тусклая. Самая лучшая пшеница третьего класса — стекловидная.
Пшеница — основная культура, с которой работает НЗТ, хотя в последнее время примерно в одинаковых пропорциях активно идет ячмень и кукуруза, отмечает Роман Крон. Из новороссийского порта многотысячные партии отправляются, в основном, в Египет, Турцию, в этом сезоне активизировались Бангладеш, Нигерия, Индонезия и страны Южной Африки.
Конкурентами этого и других «зерновых» новороссийских предприятий являются организации такого же рода в Туапсе, специализированные терминалы, которые строятся в порту Тамань (в частности, «Объединенная транспортно-экспедиционная компания» возводит терминал на 35 миллионов тонн грузов в год). Увеличена мощность и новейшего зернового терминала в порту Кавказ, который теперь может обрабатывать до 5 миллионов тонн сухих грузов в год. Расширяются «малые» порты Азовского моря.
В то же время эксперты рынка основными сдерживающими факторами Новороссийска называют ограниченность транспортной системы - пропускная способность железнодорожного и автомобильного узла находится на пределе, а также погодные условия, из-за которых отгрузку то и дело останавливают. И в перспективе, пугают, будет только хуже, учитывая стремительное развитие портов.
А оно будет. Об этом на продуваемой всеми ветрами третьей пристани «Новороссийского морского торгового порта» сообщил журналистам директор по развитию Александр Халезин:
- Урожай зерна растет и его экспорт тоже, - сказал он. - Это выгодно для российской экономики, зерно сегодня — один из драйверов роста. В связи с этим у нас глобальные планы по реконструкции «Новороссийского зернового терминала» - увеличение мощностей перевалки груза примерно до 4,5 миллионов тонн в год, реконструкция емкостей, модернизация технологических процессов, что почти на 50 процентов увеличит скорость отгрузки зерновых культур, преобразование гидросооружений, что позволит принимать суда дедвейтом свыше 80 тысяч тонн.
Стоимость проекта г-н Халезин озвучить отказался, сообщив только, что срок его реализации — середина 2018 года.
Алексей Амаев, генеральный директор АО «Зерновой терминал «КСК» (глубоководного зернового терминала компании DeloPort), цифр не скрывал: на модернизацию своих перевалочных мощностей предприятие до 2019 года планирует направить 3 миллиарда рублей.
- Сейчас идет проектирование, в конце весны - начале лета 2017 года мы приступим к строительным работам. Единовременная мощность хранения зерна будет увеличена со 116 до 200 тысяч тонн. Также будет построен новый причал для судов дедвейтом 100 тысяч тонн, что позволит освоить новые рынки - Индию и Китай, - сообщил он.
Сейчас основную часть зерна - до 65 процентов, везет на предприятие автотранспорт. После запуска всех новых причалов 20 процентов зерна для отгрузки планируется подвозить водным транспортом и по 40 процентов - автомобильным и железнодорожным. После реконструкции терминал сможет увеличить ежегодный объем перевалки зерна с нынешних 3,5 миллионов тонн до 5 миллионов. К 2018 году будут расширены автомобильные и железнодорожные подъездные пути и построены новые. До 2019 года построят дополнительный причал для судов дедвейтом 100 тысяч тонн и отдельный причал для маломерных судов.
Текст: Елена Калашникова.
Источник: Наш Новороссийск
03.11.2016 11:11